Интервью Главы администрации Юстинского района Очирова Юрия Саряевича

Очиров Юрий Саряевич Интервью Главы администрации Юстинского района Очирова Юрия Саряевича

Новости Калмыкии: Как сообщает заместитель начальника отдела экономики КалмыкияНьюс, Глава администрации Юстинского района Очиров Юрий Саряевич дал интервью знаменитой журналистке Майе Ланцыновой, в котором честно рассказал о том, как трудно в Калмыкии выживать владельцам мясокомбинатов, животноводам и другим сельским труженикам Республики Калмыкия.

* * *

Наша беседа с Юрием Очировым, главой администрации Юстинского РМО, началась с одной из самых актуальных на сегодня тем в республике. В 2007 году юстинцы громко заявили о себе на всю Калмыкию, построив мясокомбинат. Хорошо помним, как был горд этим Юрий Саряевич, тогда возглавлявший район, и нам тем более понятно сожаление человека, строившего комбинат с большим прицелом на будущее. В 2010 году Очиров покинул свой пост, из пяти минувших лет последние два для Юстинского района стали «хроникой пикирующего бомбардировщика»: уже в 2014 году район стал абсолютным аутсайдером по многим позициям. Летом нынешнего года Юрий Саряевич вновь возглавил родной район.


Очиров Юрий Саряевич

— Юрий Саряевич, на какие деньги тогда строили мясокомбинат?
— Было совместное финансирование, участвовали муниципальный и республиканский бюджеты, так как была соответствующая программа. Корпус здания, построенного, так сказать, на исходе советских времен, обновили, оно было более-менее современным. Переоснастили, приобрели новые холодильники, колбасный цех был новеньким. В 2008-2009 годах продукцию в Москву поставляли.

— Что случилось с успешным предприятием?
— Он проработал года два, потом какой-то сбой произошел — и все. Ничего нет, руины, забор, сторожка. Жаль. Сейчас был бы востребован, в республике животноводческая тема — одна из главных, санкции, импортозамещение… Вот та программа, благодаря которой мы в нулевые годы отстроили комбинат, сохранилась бы, вошли бы сегодня инвесторы, и мы полностью восстановили комбинат.

— Кто виноват? Органы интересуются вопросом?
— В принципе все как бы сделано в правовом поле. Единственное, нужно было принять политическое решение, найти механизмы, не идти сразу на банкротство, понимаете? Надо было попытаться реанимировать, по крайней мере, найти реального или эффективного инвестора, который мог бы купить весь комплекс. А его взяли и разрушили.

— И ведь не только мясокомбинат разрушили.
— Тот же ГУП «Волжский», хорошее хозяйство, звучало на всех уровнях, его тоже обанкротили. Купили люди живстоянки, а земли отдали другим. Получается, люди купили, есть такое выражение, домик в степи. На сегодня в районе один СПК находится в предбанкротном состоянии, тяжелое финансовое положение еще в двух сельхозпредприятиях.

Дорожное управление тоже было хорошо работающим предприятием, сегодня его практически нет. ДУ мы уже не восстановим. По нему будем решать и передавать в наше коммунальное хозяйство, там есть специальные подразделения, которые работают, которые платили налоги, в которых коллективы сохранились. Передадим технику «Коммунальнику». Коммунальные службы будут заниматься тепло- энергоснабжением, строительством, ремонтом дорог и т.д.
Можно много перечислять. Лесхоза просто нет. Ликвидировали ХРЭУ-4. Из всех сельхозпредприятий лишь СПК «Полынный» смог сохранить производство, более того, нарастил объемы.

— Что это было — работа на свой карман, разгильдяйство, неумение руководить?
— В чем я уверен, так это в том, что не было работы на свой карман. Наверное, просто неумение, слабоволие, отсутствие дисциплины. Равнодушие, я считаю. В каждом человеке заложено понимание своих возможностей, и здесь надо было умение из такой ситуации выходить, принять верное решение. Что-то из перечисленного мной можно было сохранить, это однозначно.
Но надо сказать и о второй причине. Сыграли свою роль природно-климатические условия нескольких подряд лет. Засуха больнее всего в республике ударила юстинцев.
В целом сложилось так, что люди почти перестали работать. Они не изменились, нет, просто перестали требовать, и они перестали делать, перестали думать, напрягать мозги.
Вот сейчас требую, и те же самые люди работают, делают, пытаются, по крайней мере. Что-то получается, что-то нет, но есть требования, которые должна предъявлять администрация, и они стараются. Когда порядок — людям проще жить.


Очиров Юрий Саряевич

— Мы встречались с людьми, есть ощущение, что юстинцы воспряли, надеются, что район выправится.
— Богатством мы никогда не отличались, но потенциал был у района, он есть. Засуха, отсутствие спроса с руководителей подразделений, хозяйств, кризисное время в стране, и район просто не смог выдержать трудности. Каждый руководитель СМО, сельхозпредприятия работал сам по себе. Не в одной команде, а разрозненно.

— С него ничего не спрашивали, он практически не отчитывался, он не за что не отвечал.

— С него не спрашивали, и ему, руководителю хозяйства, не помогали. Понятно, что спрашивать можно, если в то же время помогаешь и поддерживаешь. Конкретные ситуации возникают часто, где-то надо подсказать, где-то выходить на уровень республики, но и уровень главы района все же достаточно высокий.

— Юрий Саряевич, это политическая должность? Руководитель района — всегда волевой человек?
— Но хозяйственником он быть обязан, должны быть воля и знание предмета. Мне было проще, летом я сразу окунулся в привычные проблемы, и ситуация не позволила мне раскачиваться. Я должен был сразу, как говорится, выходить на определенный уровень, чтобы, во-первых, зарплату вовремя платить, все свои обязательства по коммунальным услугам, подготовке к зиме. Все это мы провели. Благодаря опыту в этой должности я знаю, что в первую очередь сделать, а что отложить на долгосрочную перспективу. Поэтому по газу начали долги погашать, по свету и водоснабжению как бы стабилизировали, сейчас начали работы по поводу проектирования водозабора.

Определился, что надо сделать в ближайшие два-три года. Есть слабые места, над которыми мы сейчас работаем. Проектируем вот в харбинской школе спортзал, перевод на автономное отопление многоквартирных домов в райцентре, детсада «Баир» и школы-гимназии. В 2017 году, надеемся, нам удастся газифицировать поселки Октябрьский, Белозерный. Предстоит капремонт и реконструкция Дома культуры в Бергине. Те задачи, которые перед нами стояли тогда еще, они остались нерешенными, теперь, через пять лет, приходится все реанимировать. Кое-какие проекты были, мы их сейчас подняли, освежили, пыль с них струсили, по некоторым проектам уже вошли в федеральную программу, по некоторым бьемся. Что-то уже проектируем, тот же водозабор, потому что актуально. Водоснабжение Цаган Амана — это в первую очередь водозабор, практически там у нас из четырех насосов работает один.

— На чем вы сосредочите силы муниципалитета в 2016 году? Долгов, задолженностей много…

— Сельские муниципалитеты у нас нормальные, просто немножко «просел» район. Вот смотришь бюджет, у одного муниципалитета запланировано строительство детской площадки, у кого-то бассейн. Я их призываю, отдохнули — хватит. В селе же, в наших условиях ни одной благоустроенной территории нет. Но чем-то же надо людей удерживать, созданием определенных условий, в том числе выделением земли, оказанием помощи в получении кредитов. Долги же будут вестись параллельно с созданием определенного бизнеса, определенной хозяйственной деятельности, которая создаст рабочие места и, самое главное, принесет доход им и, соответственно, в бюджет района. Многие предприятия не показали свою состоятельность, это значит, что мы передадим их фермерам, найдем предпринимателей. Перераспределяем районный муниципальный фонд, разговариваем с предпринимателями, реальными плательщиками, которые создают рабочие места. Они будут платить за аренду земли. С некоторыми руководителями приходится, скажем, достаточно серьезно разговаривать: берут аж 80 тысяч га, держат всего 10 тысяч овец. Понятно, что засуха, но засуха не будет вечно. Год-два, и все равно степь взрастет, в конечном итоге опять будут те же тучные стада. Думаю, что малый бизнес в этом плане быстрее даст отдачу, чем крупные предприятия. Я всегда был сторонник того, чтобы параллельно работали и сельхозпредприятия, и предприятия малой формы собственности.
Сегодня мы делаем упор на малый бизнес, на малые формы хозяйствования.

— Муниципалитет будет финансировать какие-то проекты?

— Софинансирование может быть. В 2016 году планируем принять активное участие в программах нашего Минсельхоза, в федеральных программах. Но и сегодня у нас идет участие по откормочной программе. Минсельхоз республики выделил порядка 800 тонн зерна в долг из хозяйств Яшалтинского и Городовиковского районов, с платежом с весны до осени следующего года. Откормом занялись Вилен Дармаев, Анатолий Олюшкиев. Хороший проект у Иджилины Садовской, все построено, но ее надо поддержать, нельзя, чтобы человек барахтался в одиночку. Конечно, подняла неподъемную ношу, взяла кредиты, но она хоть как-то выжила. Я был в ее хозяйстве, посмотрел, дали 30 тонн зерна для начала, чтобы поддержать. Проект очень хороший. Таких откормочных площадок в Калмыкии мало. Сто голов КРС уже поставили на откорм. Думаю, у нее получится. Понимаете, многие брались откармливать, но ушли, так как поддержки не получили.

— На что сейчас ориентированы юстинские фермеры — на овцеводство или крупный рогатый скот?
— В районе около двухсот фермерских хозяйств. Несмотря на засуху, они не закрываются.
Есть люди, которые выкупили живстоянки у обанкротившихся хозяйств, они говорят: на своей земле — это на своей земле. Один фермер зимовал в Яшкульском районе, сказал, зиму буду туда ходить, летом дома. Хотя зимовали в неимоверных условиях, кто-то просто в землянке, кто-то в будке, многие арендовали точку, объединялись по две-три бригады. Как-то перезимовали совместно на чужой, не освоенной территории, но оптимизма не потеряли. Никто не бросил фермерство, правда, немножко переориентировались, с КРС переключились на овец. Овцеводство — это короткие деньги. Люди стали понимать аграрный бизнес. Кто исторически занимался животноводством, продолжает дело, хотя и в уменьшенных масштабах. Выживают кто как может: берут кредиты, чтобы корма купить, чтобы получить приплод и еще один год выжить. А из-за отсутствия кормовой базы приходится кормить больше, это приводит к дополнительным затратам.

Но другой земли у нас нет, и здесь еще такая хорошая линия пошла — начали сами улучшать плодородие почвы. У нас два таких фермера, Савр Эльбиков и Алексей Очиров. Эльбиков подсеял житняк, Очиров сейчас, в декабре, начнет подсеивать прутняк, то есть зултурган. Еще один фермер, он с Элисты, ведет хозяйство на нашей земле, тоже подсеял. Есть еще желающие, они готовят проекты. Они возместят свои затраты, но сначала надо вложить свои средства, отчитаться. Многие занялись бы этим, но денег не хватает.
До этого только с опустыниванием боролись, всегда в районе проводили мероприятия по задержке песков, а сейчас вот взялись за коренное улучшение плодородия почвы. Сейчас дожди пошли, всходы должны быть хорошими. Если всходы будут хорошие, на будущий год многие к этому придут. Это правильно. Не ждать, когда степь сама восстановится, а помочь земле.

— Юрий Саряевич, какова ситуация с водой?
— Проект заказали, контракт заключен, в принципе в первой стадии наш подрядчик, ФГУ БТИ, завершил, я думаю, до середины декабря получим и будем уже работать по включению в федеральную программу по водоснабжению. Процентов на 80 проект готов, он комплексный, по водоснабжению не только Цаган Амана, а полностью всего района, предусматривает замену всех труб на современные, строительство насосной станции.
— Почему в Цаган Амане не строятся дома для владельцев ветхого жилья?
— Да, аварийные дома есть, их три, но работы по их оценке не проводились, соответственно, в программу по переселению из аварийного жилья никто не включал. Сейчас уже по двум домам эксперты дали соответствующее заключение, мы отправили его в МинЖКХ для участия в следующем этапе.

— В Юсте пришли к какому-то решению?

— Ситуация очень сложная. Мы встретились с коллективом, к сожалению, без руководителя, который, может быть, в это время проводил какие-то важные для него встречи в Элисте. Поведение руководителя СПК считаю неадекватным. Говорили с министром сельского хозяйства по этой теме, потому что там СПК, конечно, их право. Но речь идет о банкротстве предприятия, и мы очень хотели бы встретиться с руководителем, объяснить ситуацию и выяснить, что будем делать с долгом СПК в 35 миллионов рублей. Будем разбираться, есть поддержка министра сельского хозяйства, есть желание как-то выходить из создавшегося положения. Просто так отдавать на съедение кому-то я считаю неправильным. Может, это не понравится части коллектива, но считаю, что этого допускать нельзя. Не для того совхоз создавали, и не они его строили, не им разрушать. Хватит одного «Волжского», разрушили.

— Вы рассказали о первоочередных текущих задачах, о путях стабилизации экономического положения РМО. А что у вас в перспективе? На что может претендовать район в дальнейшем?
— В дальнейшем мы хотели бы восстановить наши биоресурсы путем развития аквакультуры. Самое главное — у нас есть определенный имидж рыбного края, это надо использовать.
Необходимо восстанавливать наше овощеводство. До двухсот гектаров занимали под овощи и бахчевые, постепенно все свернулось, из-за засухи и отсутствия инвестиций.

Немного затягивается вопрос, от решения которого зависит многое в экономике района, я имею в виду бурение скважины на Совхозном месторождении компанией «Газпром Газораспределение-Элиста».

— Какие пожелания вам лично высказало руководство республики, поручая район?

— Пожелали, учитывая мой опыт, чтобы район вывел из кризиса. Алексей Маратович сказал искренне — я верю, что вы опытны, мы верим в вас, поэтому рекомендуем собранию депутатов. Это налагает большую ответственность, тем более что надо мной довлело это странное выражение «в одну реку дважды не входят». Очень хочется вывести район на новый уровень и, что важно, создать комфортные условия жизни для людей. Чтобы Цаган Аман действительно стал «счастливым берегом», и не только для Юстинского района, но и всей Калмыкии.

— Мы также желаем вам удачи и белой дороги, спасибо за интервью.


Очиров Юрий Саряевич


Калмыкия Сегодня

Майя Ланцынова
Вера Манжусова
Фото Алексея Тюрбеева
Элиста, Республика Калмыкия


Калмыкия
Калмыкия

Оставить комментарий